Подростковый суицид – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Ребёнок всегда подаёт сигналы о готовящемся суициде, но окружающие зачастую игнорируют эти сигналы.
ЧТО В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ?
– прямые или косвенные фразы о нежелании жить ( “я больше не могу это терпеть”, “лучше бы я умер”, “я выпрыгну из окна”), философствование, иронические высказывания на тему жизни и смерти;
– стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за всё что было;
– самообвинения;
– уверения в беспомощности и зависимости от других;
– внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям;
– частые смены настроения, сниженный фон настроения, раздражительность, плаксивость;
– изменения в привычном режиме питания, сна;
– потеря интереса к любимым занятиям;
– внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
– употребление спиртного и/или наркотических средств;
– необъяснимые или часто повторяющиеся исчез¬новения из дома, прогулы в школе;
– безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
– безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
– внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
– частое прослушивание траурной или печальной музыки;
– склонность к неоправданно рискованным поступкам;
– на теле появились увечья ( надрезы, нарапины);
– грустные мысли в постах на страницах в социальных сетях
ЕСЛИ ВЫ ЗАПОДОЗРИЛИ СУИЦИДАЛЬНУЮ НАСТРОЕННОСТЬ У СВОЕГО РЕБЁНКА, В БЕСЕДЕ С НИМ ВАЖНО:
– внимательно слушать, так как дети часто страдают от одиночества и невозможности поделиться с кем-то своими переживаниями;
– правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том какая помощь необходима;
– не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребёнка за любые, самые шокирующие высказывания;
– не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живётся лучше других, поскольку высказывания типа “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребёнка чувствовать себя ещё более ненужным и бесполезным;
– постараться изменить романтически-трагедийный ореол представлений о собственной смерти;
– не предлагать неоправданных утешений, поскольку ребёнок зачастую неспособен принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
– одновременно стремиться вселить в ребёнка надежду, которая, однако должна быть реалистичной, попытаться привести конструктивные способы решения проблемной ситуации.