Брестская городская детская поликлиника №2
224023 Г.БРЕСТ  УЛ.СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ,8А
РЕГИСТРАТУРА
+375 162 25 19 82
ЗАКАЗ ТАЛОНА ПО ТЕЛЕФОНУ
+375 162 25 56 96
ВЫЗОВ ВРАЧА НА ДОМ
+375 162 25 19 88
BelarusianEnglishPolishRussian

ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ

Врачи-специалисты нашей поликлиники проводят занятия с родителями, согласно графику работы школ здоровья.
Вам нужна проверенная информация о мерах профилактики хронических заболеваний у детей?
Вы хотите узнать больше о заболеваниях Вашего ребенка?
Вам нужны профессиональные рекомендации по уходу за Вашим ребенком?
Мы будем рады Вам помочь!
ГРАФИК
работы школ здоровья, лекториев для родителей и детей в филиале Брестская городская детская поликлиника №2

№ П/П НАИМЕНОВАНИЕ ШКОЛЫПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НАЧАЛО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙАДРЕС, МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
1.Астма-школа
(для детей с бронхиальной астмой)
Еженедельно, по вторникам19.00 ул. Советской Конституции, 8в,
II корпус, кабинет
№312
Заведующий отделением медицинской реабилитации
2.Тиро-школа
(для детей с заболеваниями щитовидной железы)
Еженедельно, по средам14.00 ул. Советской Конституции, 8в,
II корпус, кабинет
№315
Врач-эндокринолог
3. Школа сахарного диабета 3-я суббота
каждого месяца
9.00 ул. Советской Конституции, 8а,
Кабинет
№23
Врач-эндокринолог
4.Лекторий будущих родителей Еженедельно, по пятницам12.00 ул. Советской Конституции, 8а,
Кабинет
№23
Заведующий педиатрическим отделением №1
5.Лекторий для родителей по подготовке детей к поступлению в детские дошкольные учреждения Последний четверг каждого месяца18.00 ул. Советской Конституции, 8а,
Кабинет
№23
Заведующий педиатрическим отделением №1
6.Школа здоровья для родителей и детей, часто болеющих простудными заболеваниями Еженедельно, по пятницам 8.00 ул. Советской Конституции, 8а,
Кабинет
№312
Заведующий отделением медицинской реабилитации
7.Школа здоровья для родителей и детей, больных сколиозомЕженедельно, по средамЧетные числа месяца – 15.00;
Нечетные числа – 13.00
ул. Советской Конституции, 8а,
Кабинет
№52
Врач – ортопед-травматолог
ИНФОРМАЦИЯ, ПОДГОТОВЛЕННАЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИКЛИНИКИ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ СТЕПЕНИ ОБСЕМЕННОСТИ ЖИЛИЩА КЛЕЩАМИ
1.Используйте для матрасов, одеял и подушек специальные противоаллергические защитные чехлы. Синтетические подушки, матрасы и одеяла не обеспечивают достаточной защиты от контакта клещами. Они исключают воздействие эпидермальных аллергенов: пера, шерсти, из которых изготовлены. Клещи могут жить и в синтетических постельных принадлежностях. Синтетические постельные принадлежности и постельное белье стирайте еженедельно при температуре 60 о С.
2.По возможности откажитесь от ковров в доме. Если это невозможно, обрабатывайте ковры средствами, уничтожающими клещей (акарицидами).
3.Уберите тяжелые занавеси, шторы. Занавески должны быть хлопчатобумажными или льняными, стирайте их часто в горячей воде. Лучше используйте жалюзи.
4.Пользуйтесь мебелью, которую можно вытирать. Мебель, обитую тканью, пылесосьте не менее 2 раз в неделю, в том числе ручки, спинки и подлокотники.
5.Избегайте переувлажнения воздуха, используйте кондиционер. Клещи лучше всего размножаются при относительной влажности 75 – 80% и не могут жить при относительной влажности 50%.
6.Используйте пылесос с фильтром для мельчайших частиц. Предпочтительно использовать моющий пылесос.
7.Дети не должны брать меховые игрушки в кровать. Меховые игрушки пылесосьте, подвергайте химической обработке, стирайте в горячей воде (60 о С) или кладите на ночь в морозильник (-20 о С), чтобы уменьшить количество клещей.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ПЛЕСЕНИ В ЖИЛИЩЕ
-Регулярно мойте душевую кабину и ванну в ванной комнате с помощью специальных средств
-Убирайте листья и сорняки на придворовом участке до того как они начнут гнить. Держите места компоста вдали от дома. Выбрасывайте погибшие растения.
-Чините сразу текущий кран или протекшую крышу.
-Если в вашем ломе повышена влажность, высушите помещения. Чаще мойте и освобождайте коллекторы, в которых скапливается вода.
- Используйте специальные дезинфицирующие средства для обработки и очистки ванной комнаты, стиральной машины и др.
ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ПРИ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Диетотерапия является важной составляющей комплексного лечения любого заболевания. Правильно построенное, адекватное питание позволяет обеспечить организм необходимыми пищевыми веществами в соответствии с возрастными потребностями человека. При аллергических заболеваниях диетотерапия способствует более быстрому достижению и поддержанию ремиссии.
При составлении лечебного рациона, прежде всего, необходимо соблюдать принцип элиминации, т.е. исключения продуктов, содержащих причинно-значимые аллергены, продукты с высокой сенсибилизирующей активностью, содержащие искусственные пищевые добавки.
Элиминационные диеты эффективны у больных с различными клиническими проявлениями аллергии: при атопическом дерматите, бронхиальной астме, поллинозе, отеке Квинке, крапивнице. Однако наиболее значима диетотерапия в тех случаях, когда имеющиеся клинические проявления обусловлены наличием пищевой аллергии. Рацион этой категории больных требует наиболее тщательной коррекции, однако и эффект от правильно проводимой диетотерапии может оказаться весьма значительным. Исключение причинно-значимых продуктов осуществляется на основании данных обследования пациента, которое включает тщательный опрос и сбор сведений о непереносимости тех или иных пищевых продуктов, а также ведение пищевого дневника в течение длительного периода. Независимо от формы непереносимости пищевых продуктов при наличии выраженных клинических признаков непереносимости того или иного продукта рекомендуется полное исключение его из рациона на длительный период.
Следующий принцип – это назначение адекватного питания.
Состав продуктов гипоаллергенной диеты:
ИСКЛЮЧАЕМЫЕ ПРОДУКТЫ И БЛЮДА ОГРАНИЧИВАЕМЫЕ ПРОДУКТЫ И БЛЮДА. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОДУКТЫ И БЛЮДА.
мясные, рыбные, грибные бульоны;
соусы, кетчуп;
манная крупа, макаронные изделия;
цельное молоко
крупы;
кисломолочные продукты;
рыба;
жареные блюда;
жирные и острые блюда;
тугоплавкие животные жиры, маргарины;
яйца;
колбасные и др. гастрономические изделия;
копчености, пряности, соленья;
маринады;
овощи: редька, репа, редис, болгарский перец, лук, чеснок, томаты, шпинат, щавель,  бобовые, квашеная капуста;
цитрусовые, киви, абрикосы, персики, малина, земляника;
орехи, грибы;
кофе, какао, шоколад;
мед, варенье, многие сладости;
свежая выпечка, блины.
сметана, масло сливочное, творог, йогурты с фруктами;
куры;
овощи: морковь, свекла, репа, баклажаны, лук, чеснок;
фрукты и ягоды: вишня, слива, черника. Черная смородина, клюква, ежевика, брусника, бананы;
хлеб из муки высших сортов.
постные сорта мяса;
овощи зеленые, зелень петрушки и укропа;
зеленые и желтые яблоки, груши, светлые сорта черешни и сливы, белая и красная смородина;
разведенные соки из указанных фруктов и ягод;
топленое масло, рафинированное дезодорированное растительное масло;
хлеб пшеничный второго сорта, хлебцы;
зерновые, кукурузные, рисовые хлопья, простые сушки.
Идеальный продукт питания для детей первого года жизни при пищевой аллергии – грудное молоко. Прекращение грудного вскармливания с начальными проявлениями пищевой аллергии – ошибка. В том случае, если грудное вскармливание является причиной обострения кожного процесса у ребенка, необходима коррекция рациона питания кормящей матери.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ ПРИСТУПЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
1. Обеспечить доступ свежего воздуха
2. Помочь ребенку успокоиться
3. Ингаляция 1-2 доз из ДАИ (дозированного аэрозольного ингалятора) сальбутамола 100 мкг(доза) или фенотерола 100 мкг(доза) или комбинация фенотерол/ипратропия бромид 50/20 мкг(доза).  Альтернатива – ингаляция  раствора фенотерола или раствора  комбинации фенотерола/ипратропия бромид через небулайзер (пульмовент комби, беродуал).
При сохранении бронхоспазма и затрудненного дыхания повторить ингаляцию до трех раз в течение 1 часа каждые 20 минут.
При отсутствии ответа на проводимую терапию необходимо обратиться за медицинской помощью.
     Сахарный диабет – это хронически повышенный сахар в крови. Все осложнения, которые связывают с сахарным диабетом, возникают именно «благодаря» высокому уровню сахара в крови.
     Существует два различных типа сахарного диабета. Первый тип – инсулинзависимый, развивается у людей с пониженной выработкой инсулина. Чаще всего он появляется в раннем возрасте: у детей, подростков, молодых людей. При этом типе сахарного диабета  пациент должен постоянно вводить себе инсулин.
     Второй тип – инсулиннезависимый, возникает иногда даже при избытке инсулина в крови. Но при этом типе сахарного диабета инсулина недостаточно для нормализации уровня сахара в крови. Этот тип сахарного диабета появляется в зрелом возрасте, часто после 40 лет. Его развитие связано с повышенной массой тела. При втором типе сахарного диабета необходимо изменить диету, увеличить интенсивность физических нагрузок и похудеть. Совершенно недостаточно только принимать таблетки.
    Какой уровень сахара в крови считается нормальным? Для здоровых людей уровень сахара в крови натощак составляет 3,3 – 5,5 ммоль/л. После еды уровень сахара в крови у здорового человека повышается до 7,8ммоль/л. Пределы нормального уровня сахара в крови колеблются от 3,3 до 7,8 ммоль/л.
    При сохранении высокого уровня сахара в крови клетки организма  голодают, человек испытывает жажду, слабость, сильно худеет, быстро утомляется.
    Почему у меня диабет? Инсулинозависимый сахарный диабет чаще развивается в юном возрасте. Заболевание может начаться и у взрослого человека. Одной из основных теорий, объясняющих причины развития сахарного диабета, является теория, связанная с вирусной инфекцией и наследственной предрасположенностью. Когда вирус попадает в организм человека, то иммунная система распознает чужеродный материал и начинает вырабатывать антитела, которые должны уничтожать эти вирусы. Но при некоторых наследственных особенностях иммунитета, после того, как будут уничтожены все вирусы, не происходит «отключения» защитных сил организма и антитела продолжают вырабатываться. Начинается атака на клетки собственного организма. В случае с сахарным диабетом первого типа этими  клетками оказываются В-клетки поджелудочной железы, те самые, которые вырабатывают инсулин. Клетки гибнут – количество вырабатываемого инсулина снижается. Когда клеток остается совсем мало – появляются симптомы сахарного диабета: выделение большого количества мочи, жажда, быстрая утомляемость, слабость, похудение, кожный зуд, медленное заживление ран.
    Роль наследственности. Запомните, что наследуется не сам сахарный диабет, а только предрасположенность к нему. То есть, даже если есть предрасположенность, сахарный диабет может не развиться, если человек не встретит определенный вирус.
При втором типе сахарного диабета возможна профилактика. Если кто-то из Ваших родителей страдал ожирением и сахарным диабетом второго типа, то Вы должны тщательно следить за своим весом и не допускать, чтобы у Вас развилось ожирение. В этом случае диабета не будет.
   Индивидуальная йодная профилактика предполагает использование профилактических лекарственных средств, обеспечивающих поступление физиологического количества йода. Рекомендованные профилактические дозы: для детей – 50 – 100мкг, для подростков и взрослых – 100 – 200мкг в день, при беременности и в период кормления грудью – 200мкг в день, профилактика рецидива зоба после операции по поводу зоба – 100 – 200мкг в день.
   В 1996 году ВОЗ, ЮНИСЕФ и международным советом по контролю за йоддефицитными заболеваниями были рекомендованы следующие нормы йода для ежедневного потребления:
•50мкг для детей грудного возраста (первые 12 месяцев жизни);
•90мкг для детей младшего дошкольного возраста (от 2 до 6 лет);
•12мкг для детей школьного возраста (от 7 до 12 лет);
•150мкг для взрослых (от 12 лет и старше);
•200мкг для беременных и кормящих женщин.
ОСНОВНЫЕ ЙОДСОДЕРЖАЩИЕ ПРОДУКТЫ:
ПРОДУКТ ПИТАНИЯСОДЕРЖАНИЕ ЙОДА В МКГ НА 100Г ПРОДУКТА
пикша 416
лосось 260
морская капуста 220
камбала 190
треска 120
макрель 100
морской окунь 74
пресноводная рыба72
устрицы сырые60
палтус52
сельдь52
тунец50
шпинат20
яйца9.7
ржаной хлеб8.5
редис8
белый хлеб5.8
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОК
Часто болеющий ребенок - это не диагноз, а условная группа диспансерного наблюдения, включающая детей, подверженных частым респираторным инфекциям. К группе часто болеющих можно отнести детей, переболевших  респираторными заболеваниями 6 и более раз в год в возрасте до 3 лет, 5 и более раз в год в возрасте от 3 до 5 лет, 4 и более раз в возрасте старше 5 лет, при длительности одного заболевания более 7 дней.


      Среди экзогенных факторов возникновения частых респираторных инфекций у детей наибольшую роль играют следующие:
Дефекты ухода за детьми, пренебрежение закаливанием и физической культурой, нерациональное питание и режим дня способствуют повышению восприимчивости детского организма и заболеваемости ОРЗ.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия.
- Начало посещения детьми дошкольных учреждений в раннем возрасте, в котором наблюдается повышенная восприимчивость детей к респираторным инфекциям. Учащение ОРЗ также может быть связано с расширением контактов в семье, транспорте.
- “Пассивное курение” как один из факторов, способствующих бронхиальной гиперреактивности. Частые ОРВИ в этой группе отмечаются до возраста 7-8 лет, редко дольше. У небольшой части детей развивается рецидивирующий обструктивный бронхит или бронхиальная астма.
- Нерациональное использование различных лекарственных средств.      
- Скученность в детсадовских и школьных коллективах.
К эндогенным факторам риска возникновения частых респираторных инфекций у детей можно отнести:
Неблагоприятные анте- или постнатальные факторы развития ребенка (недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипотрофия, анемия, рахит, раннее искусственное вскармливание), отражающиеся на функционировании иммунной системы и других защитных механизмах. 
- Перинатальную гипоксию, ведущую к частым нарушениям адаптации к факторам внешней среды и расстройствам терморегуляции. Изменения функционального состояния вегетативной нервной системы и повышенная метеолабильность также могут влиять на повышенную восприимчивость организма к респираторным инфекциям.
- Аллергию и наследственную предрасположенность к ней.
- Очаги хронической инфекции рото- и носоглотки сопровождаются снижением эффективности местного иммунитета и других факторов защиты, способствуют повышению восприимчивости к инфекционным возбудителям.
ПРОФИЛАКТИКА ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Профилактикав первую очередь направлена на предотвращение контакта ребенка с источником инфекции. Изоляция ребенка от больного играет ведущую роль в предупреждении ОРЗ.
Основные меры, которые могут быть предприняты в этом отношении, следующие:
- ограничение контактов ребенка в сезоны повышения респираторной заболеваемости;
- сокращение использования городского транспорта для поездок с детьми;
- удлинение времени пребывания ребенка на воздухе;
- ношение масок членами семьи, имеющими признаки ОРЗ;
- тщательное мытье рук после контакта с больным ОРЗ или предметами ухода за ним;
- ограничение посещения детских учреждений детьми со свежими катаральными симптомами.
В очагах острых респираторных инфекций проводятся следующие меры профилактики:
- влажная уборка помещений;
- проветривание помещений осуществляется каждые 2-3 часа, возможно кварцевание; 

Оздоровление часто болеющих детей
Комплексная реабилитация часто болеющих детей на всех этапах оздоровления (семья, коллектив, поликлиника, санаторий) включает проведение мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья детей, а также адекватную терапию острого заболевания.
I. Оптимизация режима дня – важное условие успешного оздоровления детей.
В связи с тем, что у часто болеющих детей  наблюдаются функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключить занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению ребенка. Ограничения требует просмотр телепередач, видеофильмов. Соотношение сна и бодрствования в режиме суток у детей должно приближаться к 1:1, т.е ночной сон должен быть продолжительностью около 10 часов и обязательным является дневной сон(1-2 часа) или спокойный отдых в зависимости от возраста. Крайне важны длительные прогулки на свежем воздухе.

II. Организация питания часто болеющих детей
В питании часто болеющих детей необходимо использовать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей. Важно обязательное включение в ежедневный рацион свежих овощей, фруктов и ягод, при недостаточном потреблении которых необходимо использовать витамино-микроэлементные препараты. 
В основу правильного питания должны быть положены следующие принципы:
1. Регулярный  прием  пищи  через  определенные  промежутки  времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания. Это   способствует   установлению   взаимодействия   между   пищевыми центрами и секреторным аппаратом желудочно-кишечного тракта.
2. Питание   ребенка   должно   соответствовать   уровню   его   развития   и функциональным   возможностям   детского   организма   в   конкретный возрастной период.
3. Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в   организм   вместе   с   пищей,   должны   находиться   в   определенном соотношении, а именно: для грудного ребенка -1:3:6; для дошкольника- 1:1:3 (4); школьника- 1:1:4 (5).
4. Питание ребенка должно быть индивидуальным, с учетом особенностей организма   ребенка:    состояния   его    здоровья,    реакции    на   пищу, физического развития и др. При организации правильного питания ребенка нельзя забывать об эстетике питания, которая часто является эмоциональным выражением потребности организма в пище, а, следовательно, и аппетита ребенка. Хорошему аппетиту способствует оформление блюд, сервировка стола, привлечение к этому самого ребенка, умение пользоваться столовыми приборами.
Ребенок во время еды должен правильно сидеть за столом. Перед приемом пищи необходимо исключить сильную физическую нагрузку или возбуждающие подвижные игры, т.к. они снижают секрецию пищеварительных соков.
Понятие культура питания включает также умеренность в еде. Эту привычку у детей надо воспитывать с самого раннего возраста.

Детям с пищевой аллергией необходимо соблюдать диету с исключением продуктов, содержащих причинно-значимые аллергены, что позволяет предупредить манифестацию аллергии, в свою очередь, предрасполагающей к частым респираторным заболеваниям.

Важным этапом реабилитации часто болеющих детей является санация очагов хронической инфекции.
Основным методом повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам служит своевременная вакцинация, в том числе вакцинация против гриппа!



РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СКОЛИОЗОМ
Реабилитация больных, страдающих сколиозом, носит комплексный характер.
Комплекс мер при лечении сколиоза включает:
- ЛФК;
- общеукрепляющее воздействие на организм (рациональное питание, оптимальный двигательный режим);
- соблюдение режима дня;
- режим статических нагрузок на позвоночник (чередование работы и отдыха в течение дня; периодический отдых в разгрузочных положениях; избегать длительного стояния и сидения; следить за осанкой; спать на полужесткой постели с тонкой подушкой);
- физиотерапевтическое лечение (электростимуляция мышц выпуклой стороны искривления, парафиново-озокеритовые аппликации, подводный душ-массаж);
- консультация врача-ортопеда, врача-офтальмолога;
- применение медикаментозных лекарственных средств по показаниям.
Ведущая роль в реабилитации больных сколиозом принадлежит ЛФК.
Задачи ЛФК:
- предупредить прогрессирование сколиоза;
- стабилизация деформации позвоночника;
- формирование рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции;
- формирование правильной осанки
- улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- оздоровительное воздействие на организм.
ЛФК проводят в форме занятий лечебной (корригирующей) гимнастикой (ЛГ). На начальных этапах - из облегченных положений для позвоночника: лежа на спине, на животе, на боку. В дальнейшем – с исходных положений стоя, в ходьбе, у снарядов. Исходное положение сидя использовать не рекомендуется. В ЛГ используются общеразвивающие упражнения для всех видов мышечных групп, корригирующие упражнения, направленные на стабилизацию и предупреждение прогрессирования, с возможной коррекцией искривления, а также дыхательные упражнения.
При сколиозе 1 степени чаще всего применяют симметричные корригирующие упражнения. Асимметричные упражнения применяются индивидуально и исключительно редко.
При сколиозе 2 степени также преобладают общеразвивающие дыхательные и симметричные упражнения. По показаниям – асимметричные и деторсионные упражнения.
При сколиозах 3 и 4 степени используется весь арсенал физических упражнений (лечение чаще всего проводится в специализированных школах-интернатах).
В условиях детской поликлиники занятия ЛГ проводятся групповым методом. Группы формируются до 10 – 12 человек, однородных по деформации, возрасту, а также назначаются индивидуальные упражнения и дозировки. Длительность занятий – от 25 до 40 минут. Курс – 10 дней. Рекомендуется каждому больному сколиозом 1 – 2 степени повторение курсов 2 – 3 раза в год при условии ежедневных занятий ЛГ в домашних условиях.
Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника, укрепление мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, создает положительный эмоциональный фон. Основным стилем лечебного плавания является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. Разгрузка позвоночника осуществляется при плавании на спине. Плавание стилем кроль, баттерфляй, дельфин в чистом виде применять в лечебном плавании для детей со сколиозом нельзя. Могут применяться только элементы этих стилей (при сколиозе 1 степени – кроль для ног). При сколиозах 2 – 4 степени используются индивидуальные техники.
Успех реабилитации зависит от наиболее раннего выявления признаков сколиоза, степени его прогрессирования, возраста, котором обнаружен сколиоз, величины угла искривления, типа телосложения.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ СКОЛИОЗЕ
1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1. Ходьба на носочках 1 – 2 круга, руки можно вверх или на поясе, подбородок поднимаем.
2. Руки к плечам, круговые движения рук; 4 раз вперед, 4 раза – назад; 1 – 2 круга.
3. «Ножницы» руками, руки прямые; чередуем «ножницы» 2 раза – впереди и 2 раза – вверху; 1 – 2 круга.
4. Рывки руками, кулаки сжаты, руки прямые; 2 раза – вверху, 2 раз – внизу.
5. Руки в замок, прогибаемся на каждый шаг.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Исходное положение (И.п.) лежа на животе. Голова является продолжением туловища (не приподнята), колени не касаются пола, ноги поднимаются от бедра. Прежде чем начать упражнения, проверяем осанку.
2. Проверка осанки на животе:
Руки ставим вдоль туловища на локти, поднимаем туловище, делая упор на локти и на носочки ног; смотрим на носочки ног (если мы мысленно проведем линию через туловище, то линия должна пройти через голову и ноги).
3. И.п. лежа на животе. «Лодочка». Голова является продолжением туловища, ноги поднимаются от бедра, лицо смотрит в пол; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
4. И.п. лежа на животе:
на 1 – «Лодочка»,
на 2 – руки и ноги в стороны,
на 3 – «Лодочка»,
на 4 – опускаем руки и ноги.
Дыхание не задерживаем; руки и ноги не касаются пола; 6 – 10 раз.
5. И.п. лежа на животе. Поднимаем левую руку, правую ногу. Голова поднимается вместе с рукой. Дыхание не задерживаем; 6 -10 раз.
6. И.п. лежа на животе. «Кроль» руками и ногами. Руки и ноги прямые, пола не касаются. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
7. И.п. лежа на животе. Руки за голову в замок. Поднимаем плечевой пояс – на раз, на два – опускаем. При поднятии максимально разводим локти в стороны. Ноги немного разведены и прижаты к полу. Дыхание не задерживаем; 6 – 10 раз.
8. И.п. лежа на животе. «Ножницы» руками и ногами. Можно только руками или только ногами, Если только ногами, то руки кладем под подбородок. Руки и ноги прямые, пола не касаются. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
9. И.п. лежа на животе. Руки под подбородок. Поднимаем прямые ноги – на раз, на два – разводим в стороны, на три – соединяем ноги, на четыре – опускаем ноги. Руки не отрываем от пола. Дыхание не задерживаем; 6 – 10 раз.
10. И.п. лежа на животе. Руками делаем имитацию плавания стилем «брасс», ногами – «кроль». Можно только руками, тогда ноги прижаты к полу. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
11. И.п. лежа на животе. «Железка». Руки за спиной в замок, лопатки соединены, ноги прямые, подняты от бедра. Держим туловище в напряжении. Руки выпрямлены в локтях, голова является продолжением туловища. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов. Переворачиваемся на спину. Проверка осанки на спине:
12. Руки -  вдоль туловища на локтях, поднимаем голову и смотрим на носочки ног, мысленно проводим через себя прямую линию. Только после проверки осанки начинаем делать упражнения.
13. И.п. лежа на спине. Поднимаем ноги и медленно на 2 – 4 счета – вверх, на 2 – 4 счета – вниз.
Положение рук:
а) под голову в замок;
б) на пояс, локти прижаты к полу;
в) в стороны, ладонями вниз;
г) вверх в замок, вверх с мячом, вверх с гантелями. Дыхание не задерживаем. 3 -  8 раз.
14. И.п. лежа на спине. Поднимаем прямые ноги. На 1 – одну ногу, на 2 – вторую ногу, на 3 – держим, на 4 – опускаем. Положение рук можно менять (см. 10 упр.). Дыхание не задерживаем. Ноги прямые, в коленях не сгибаются. Ноги высоко не поднимаем; 3 – 8 раз.
15. И.п. лежа на спине. «Кроль» ногами. Ноги прямые, дыхание не задерживаем, ноги высоко не поднимаем; 2 – 3 раза на 4 – 8 счетов.
16. И.п. лежа на спине. На 1 – подняли ноги, на 2 – развели в стороны, на 3 – соединили, на 4 – опустили. Ноги прямые, колени не сгибаются, высоко не поднимаем, дыхание не задерживаем; 6 – 8 раз.
17. И.п. лежа на спине. «Ножницы» ногами. Ноги прямые, дыхание не задерживаем. Высоко ноги не поднимаем; 6 – 8 счетов.
18. И.п. лежа на спине. На 1 – поднять ноги, на 2 – согнуть в коленях, на 3 – выпрямить вверх, на 4 – опустить. Дыхание не задерживаем; 6 – 8 раз.
19. И.п. лежа на спине. «Велосипед» ногами. Каждая нога описывает круг. Дыхание не задерживаем; 2 раза по 10 счетов.
20. И.п. лежа на спине. Руки вверх. Касания прямых ног. В руках палочка, мяч, гантели. В ногах – мяч. Дыхание не задерживаем; 6 – 10 раз, до 15 раз.

3. ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. И.п. лежа на спине. Руки – вверх, касаемся левой рукой правой ноги и наоборот. Ноги – прямые, дышим произвольно; 6 – 10 раз.
2. И.п. лежа на спине. Руки – вверх в замок, прижимаем руками к животу одну ногу, вторую, две вместе. В руках – палочка, мячик; 6 – 10 раз. Дыхание произвольное.
3. И.п. лежа на спине. Руки – под голову, ноги сгибаем в коленях, поднимаем вверх таз на раз, на два – опускаем. Плечи не отрываем от пола, ноги вместе; 6 – 10 раз.
4. И.п. стоя на коленях. «Маятник». Медленно отклоняемся назад и возвращаемся в И.п. Руки – вверх за голову, в замок, на пояс, руки с мячом, палочкой, гантелями; 6 – 10 раз.
5. Проверка осанки стоя:
Встать у стены; затылок, лопатки, ягодицы, пятки прижать к стене. Присесть, скользя по стене, затем встать.
Отходим от стены на шаг, чувствуя, что у нас за спиной стена,  - приседаем и встаем с ровной спиной.

ПАМЯТКИ

1. «Рекомендации школьникам по соблюдению ортопедического режима»
(при выявлении нарушений осанки, сколиоза 1 степени).
В течение всего дня нужно правильно держаться, подтянуто стоять, опираясь на обе ноги.
Спать – на ортопедическом матраце или  на ватном матраце, положенном на деревянный щит, на спине или животе, ноги должны быть вытянуты, подушка – невысокая.
Стол, стул, как и вся мебель, должны соответствовать росту. Сидеть нужно глубоко на стуле; таз, лопатки должны касаться спинки стула.     Если ноги не достают до пола, необходимо подобрать опору так, чтобы в коленном суставе был прямой угол. Нельзя вытягивать ноги вперед под столом или прятать их под стул. Высота стола должна быть на 2 – 3 поперечных пальцев выше локтевого сустава, расстояние между краем стола и грудной клеткой должно быть 2 – 3см.
   Школьники с 1 по 4 класс должны носить ранец. Старшим школьникам рекомендуется нести портфель в школу в одной руке, домой – в другой. Начинать день обязательно с утренней гимнастики.
   Ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 – 4 часов.
   При чтении и письме свет должен падать слева, лучше пользоваться настольной лампой. Через каждые 35 – 40 минут занятий необходимо делать перерыв на 3 – 4 минуты.
   Ежедневно выполнять корригирующую гимнастику в течение 35 – 40 минут для укрепления мышечного корсета.
   Ограничить езду на велосипеде, катание на коньках.
   Рекомендуется ходьба на лыжах, плавание стилем «брасс», элементы волейбола, баскетбола.

Во время занятий физкультурой ребята освобождаются от акробатики, снарядовой гимнастики, бега, прыжков, ношения тяжестей, участия в соревнованиях. 

2. «Сколиоз: самостоятельный профилактический осмотр».

Родители сами могут проводить профилактический осмотр в домашних условиях с помощью простых тестов, используя рекомендации  Центра по изучению сколиоза (США).
Ребенок должен стоять прямо. Осматривая ребенка, проверьте, нет ли следующих признаков сколиоза:

- одно плечо выше, чем другое;
- одна лопатка или часть спины расположена выше, чем другая;
- отмечается перекос талии или неодинаковое количество кожных складок с разных сторон;
- отмечается различие в расстоянии между рукой и талией ребенка с одной и другой стороны;
- голова ребенка находится не по центру туловища (относительно таза).

Далее осмотр следует проводить, когда ребенок производит наклон вперед до горизонтального положения спины. Стопы при этом должны быть вместе, ладони – сомкнуты, ноги не должны сгибаться в коленях. Осматривающий определяет, не выявляются ли:

- превосходство одной стороны спины над другой;
- перекос ребер с одного из боков;
- затруднение при попытке согнуться и достать руками до голеней и стоп.

3. «Профилактика сколиоза».

Методы профилактики сколиоза связаны, в первую очередь, со здоровым образом жизни; регулярно занимайтесь физическими упражнениями,  по возможности, плаванием, при котором идет нагрузка на все группы мышц.

Обеспечьте ребенку  правильное питание, богатое белками, кальцием и витаминами.

До 6 месяцев не присаживайте ребенка (даже в подушки); малыш сядет сам, когда его мышцы и позвоночник в достаточной мере окрепнут; не держите ребенка подолгу на руках и не носите часто в рюкзачках – «кенгуру» - это способствует искривлению позвоночника.

Если у Вашего ребенка плоскостопие, не откладывайте визит к врачу. Специальные упражнения, несомненно, помогут исправить положение; кроме этого необходимо применять профилактическую обувь и корригирующие стельки; обувь дает правильную постановку и фиксацию стопы, а ортопедическая стелька действует как амортизатор, поглощающий излишние нагрузки при ходьбе.

Постоянно контролируйте себя и ребенка: когда сидите, идете, работаете, следите за тем, чтобы осанка была правильной.

Помните - достаточная двигательная активность – самая эффективная мера профилактики сколиоза!

4.  «Как правильно сидеть».

При работе сидя следует, как можно чаще менять положение тела (хотя бы каждые 15 минут). Для этого можно отклоняться в одну или другую сторону, время от времени немного изменять положение рук, ног и головы.

Чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, весь корпус должен опираться на седалищные бугры, а это невозможно, если Вы будете постоянно сидеть на мягкой мебели. Поэтому старайтесь, чтобы стул, на котором Вы сидите, был жестким.

Высота стула (или кресла) должна соответствовать длине голени (то есть высота сиденья должна приходиться на уровень коленных складок), чтобы ноги упирались в пол. Если у Вас слишком маленький рост – подставьте под ноги небольшую скамеечку.

Чаще меняйте положение ног под столом. Этим Вы уменьшаете нагрузку на позвоночник.

Сидеть за столом следует прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища.

При работе сидя за столом необходимо иметь приспособление, поддерживающее книгу под определенным углом к Вашим глазам, чтобы, читая, не надо было постоянно наклоняться.

Если Вы смотрите кино или телевизор, старайтесь не сидеть долго в одной позе. Периодически меняйте ее, вставайте, чтобы размяться. Время от времени расслабляйте мышцы и делайте несколько глубоких вдохов.

При поездках в автомобиле на большие расстояния старайтесь сидеть без напряжения. Очень важно, чтобы Ваша спина постоянно имела хорошую опору. Хорошую опору должна иметь и голова.

При длительных поездках надо время от времени выходить из машины и делать небольшую разминку. 

5. «Как правильно стоять».

Если Вам приходится долго стоять, старайтесь менять позу каждые 10 – 15 минут. Массу тела надо по очереди перемещать с одной ноги на другую. Если есть возможность, старайтесь не стоять на одном месте, а время от времени делайте несколько шагов вперед, назад, в сторону, прогибайтесь вперед или назад, вытягивая руки вверх и делая глубокий вдох.
Все эти движения и перемены позы ослабляют нагрузку на позвоночник и дают ему какую-то передышку.
При работе стоя старайтесь придерживаться некоторых простых правил:
если Вы моете пол, то лучше встать на одно колено, чем наклоняться;
поднимая какой-нибудь предмет, обопритесь рукой о стул или кресло, чтобы не перегружать позвоночник;
работая, наклонившись, желательно иметь под ногой небольшую скамеечку, чтобы не нее можно было поставить ногу;
для работы с пылесосом нужно иметь длинный шланг, чтобы лишний раз не наклоняться;
гладить лучше сидя.

6.  «Как правильно лежать».

Так как в постели человек проводит 1/3 часть своей жизни, то нужно стремиться к тому, чтобы она была удобной. Ваша постель не должна быть ни слишком мягкой, ни слишком жесткой. Человеку тучному полезней иметь более жесткую постель, а у человека среднего телосложения постель может быть мягче. Если Вы спите на перине, то Ваше тело проваливается и нарушается  положение физиологических изгибов позвоночника.

При болях в позвоночнике больной, стараясь уменьшить их, часто спит на животе. Чтобы эта поза была более удобной, можно подкладывать под живот небольшую подушку.
Служба экстренной психологической помощи  для взрослых и детей:
+375 162 25 57 27   170 короткий номер (круглосуточно)
+375 162 40 62 26
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ УВД Брестского облисполкома по вопросам сообщений о фактах любых противоправных действий:
+375 162 20 08 16 (круглосуточно)
Общенациональная детская  линия для пострадавших от домашнего насилия:
8 801 100 8 801
Общенациональная бесплатная линия для пострадавших от домашнего насилия:
8 801 100 16 11
Телефоны доверия в Бресте:
+375 162  20 15 55